В данной части работы приводятся конспекты[23] трех взаимосвязанных уроков формирования обобщенных знаний по теме «Самостоятельные и служебные части речи. 7 кл.». В отличие от традиционных уроков (с точки зрения работы учителя и организации познавательной деятельности учащихся) здесь представлены такие средства и методы обучения, как: использование теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усиление эвристической направленности обучения, включение проблемных задач, заданий и ситуаций, использование алгоритмизированных упражнений, средства получения обратной связи, использование методики опережающего обобщения учебного материала и т. д.
– Анализ структуры языковой темы как основы будущего обобщения.
– Выявление содержания каждого структурного элемента обобщающей темы.
– Подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий, как «части речи» и «грамматические признаки».
– Поэтапное обобщение сходного морфологического материала.
– Графическое описание обобщенной темы и ее структурных элементов.
– Свертывание обобщений на основе выявления основных дифференцирующих признаков (части речи и морфологические признаки).
– Закрепление свернутых образцов морфологического разбора частей речи.
– Графическая фиксация морфологического разбора. Четвертый этап. Ввод обобщающих и алгоритмизированных упражнений и упражнений, построенных по принципу «перемежающегося» противопоставления.
– Ввод упражнений на обобщение материала (группировка, классификация, систематизация материала).
– Решение познавательных задач, направленных на разграничение частей речи (служебных и самостоятельных, каждой части речи в отдельности).
Следует отметить, что общая структура подобных уроков применима не только в 7 классе, но и в старших (10–11) классах в рамках курса обобщающего повторения учебного материала за предыдущие годы и при подготовке к экзаменам.
– Давайте запишем домашнее задание: повторите все записи, сделанные на уроке. В предложенном тексте обозначьте части речи, отдельно выпишите те слова, для правильного написания которых вам потребовалось определить часть речи.
Скалы, скалы… Озеро зажато ими до сдавленности. Заповедная сторона еще с приклоном, а с левой – сплош(?) наворот скал, огромных, мрачных, изрезанных ущельями и разломами, побитых обвалами. Вода, едва успев собрат(?)ся в теч(?), принуждена падать.
Снова и снова поражаеш(?)ся, как мало надо дереву, чтобы уцепит(?)ся: на голом, кажется, камне и лиственница и березка, а рядом кусты маральника, трубочки дикого лука, пучки ревеня. Нигде ни просвета, взгляд упирает(?)ся только в стену.
Познавательные: расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения, освоение морфологического разбора причастий и деепричастий на основе анализа структурной схемы.
Воспитательные: повышение интереса к учебному процессу, формирование активного участия в процессе обучения; использование содержательных возможностей материала, формирование оценочного суждения.
Развивающие: умение осуществлять основные мыслительные операции, усиление коммуникативной направленности урока, развитие системности мышления.
Для морфологического разбора используем карточки. (Раздаются карточки на каждую часть речи, кроме деепричастия и союза.)
Не хватает разбора деепричастия и союза.
Названные темы в соответствии с ныне действующими программами и учебниками по русскому языку изучаются в 5 классе (в 6 классе изучаются разносклоняемые существительные). Учебный материал распределяется следующим образом: в 5 классе (1-я четверть) учащиеся вначале повторяют типы склонений и правописание падежных окончаний основного варианта (за начальную школу) и в 5 классе (3-я четверть) изучается и основной вариант, и разновидности склонений. Причем вначале отрабатывается первая часть темы, как это было и в начальной школе, а затем вводятся и разновидности склонений, т. е. существительные с основой на– и.
– особенностями языкового материала, которые создают предпосылки для смешения окончаний– е и – и;
– способами организации его в школьных учебниках и методических пособиях, которые во многом определяют методику изучения данной темы;
Кратко остановимся на этих вопросах. Рассмотрим вначале вопрос о причинах орфографических ошибок, которые обусловлены особенностями данного материала и способами его организации в школьном учебнике русского языка для 5 класса, и выделим те моменты, которые объективно создают «благоприятные» условия для смешения конкурирующих написаний. Известно, что наибольшие трудности вызывает у учащихся правописание падежных окончаний разновидности существительных на – ия, – ий, – ие. Основная причина затруднений – смешение названных существительных с основной группой написаний, т. е. с существительными, которые в именительном падеже имеют такие же окончания, но основа у них не оканчивается на– и.
Так, наиболее частыми являются ошибки в окончаниях существительных типа армия, собрание, пролетарий. Правописание этих окончаний зависит не только от знания законов словоизменения и связи слов в предложении, но и от умения правильно определять характер основы.
Поэтому сам характер учебного материала объективно создает предпосылки для формирования односторонних и ошибочных обобщений, что, в свою очередь, ведет к орфографическим ошибкам при столкновении конкурирующих написаний.
Опыт показывает, что многие учащиеся 5 класса часто не соотносят разновидности склонений с типовыми особенностями существительных I и II склонения. Поэтому существительные с основой на– и воспринимаются ими подчас изолированно от общей системы падежных окончаний в единственном числе и не рассматриваются как особые варианты склонения.
С другой стороны, имеются такие случаи, когда к разновидности склонений учащиеся относят существительные основного варианта, например слова типа: аллея, галерея, готовальня, сарай и др.
Чтобы создать установку на разграничение всех этих написаний, необходимо с самого начала строить усвоение темы на основе противопоставления указанных имен существительных. Однако материал учебника организован так, что учитель не может осуществлять противопоставление взаимосмешиваемых написаний основного варианта и разновидности на всех этапах и, в частности, при первичном изучении материала.
4 класса, что создает условия, благоприятствующие закреплению односторонних обобщений, сформированных еще в начальной школе.
5 классах, вводятся вне системы склонений как особое правило. Поэтому есть основание опасаться, что и новые правила учебника, в целом отличающиеся от правил, которые давались в начальной школе, будут поняты учащимся односторонне. Эти опасения вызваны тем, что правила о правописании падежных окончаний существительных основного варианта и разновидности даются отдельно и закрепляются, как уже отмечалось, изолированно (первая половина упражнений ориентирована только на закрепление падежных окончаний существительных основного варианта).
Наш опыт показал, что учащиеся 5 класса по уровню сформированности навыков по данной теме надолго задерживаются на уровне 4 класса, ибо уже само распределение учебного материала во многих случаях затрудняет применение метода одновременного противопоставления конкурирующих написаний как одного из средств формирования обобщенных знаний и умений.